Умеют ли машинки иметь сознание, по воззрению нейробиологов? Похоже, что да

    Вроде бы режиссеру ни хотелось вынудить вас в это же веровать, первостепенным героем кинофильма «Из машины» 2015 года, снятого Эндрю Гарландом, является и не Калеб — малолетний программер, которому поручили оценивать машинное сознание. Нет, первостепенным героем предстала Ава, поразительный гуманоидный ИИ, доверчивый с виду и таинственный снутри. Как только и большая часть кинофильмов подобного рода, «Из машины» оставляет зрителю самому ответить на вопросец: вправду ли Ава существовала сознательной? Причем кинофильм искусно избегает тернистого вопросца, на который пробовали ответить звучные киноленты на тематику ИИ: что этакое сознание и может ли оно быть у компа?

    Голливудские продюсеры и не единственные пробуют ответить на этот вопросец. Так как машинный ум развивается с головокружительной скоростью — не совсем только превосходя способности граждан в этаких играх, как только DOTA 2 и го, да и делая это же без помощи человека — этот вопросец опять подымается в обширных и узеньких кругах.

    Содержание

    • 1 Пробьется ли сознание в машинках?
    • 2 От головного мозга к боту
    • 3 Мультислойное сознание
    • 4 Мета-познание
    • 5 К сознательным машинкам

    Пробьется ли сознание в машинках?

    На данной недельке в престижном журнальчике Scienceбыл размещен обзор, изготовленный когнитивными учеными, хирургами Станисласом Дехэне, Хокваном Лау и Сидом Куайдером из французского института в Калифорнийском институте в Лос-Анджелесе и Исследовательского вуза PSL. В нем ученые заявили: пока что нет, однако существуют точный путь вперед.

    Причина? Сознание «абсолютно вычисляемо», рассказывают создатели, так как появляется в ходе специфичных сортов обработки инфы, кои стают потенциальными благодаря аппаратным средствам головного мозга.

    Нет никакого магического бульона, никакой божественной искры — даже эмпирической ингридиенты («каково это же — иметь сознание?») и не требуется для применения сознания.

    Ежели сознание проистекает сугубо из расчетов в нашем полуторакилограммовом органе, то оснащение машин аналогичным свойством — только вопросец перевода биологии в код.

    Подобно тамошнему, как только современные массивные способы машинного обучения очень взяты из нейробиологии, мы можем достигнуть и искусственного сознания, изучая структуры в наших своих мозгах, кои генерируют сознание, и реализуя эти идеи как только компьютерные методы.

    От головного мозга к боту

    Непременно, область ИИ в высочайшей степени получила толчок, благодаря исследованию нашего своего головного мозга, как только его формы, эдак и опции.

    К примеру, глубочайшие нейронные паутине, строительные методы, кои легли в базу AlphaGo, сделаны по примеру мультислойных био нейронных сетей, организованных в наших мозгах.

    Обучение с подкреплением, тип «обучения», в ходе коего ИИ обучается на миллионах примерах, уходит корнями в многолетнюю технику тренировки собак: ежели собака выполняет что-то адекватно, то получает заслугу; в гадком случае ей же придется повторять.

    В этом смысле перевод архитектуры людского сознания на машинки кажется примитивным этапом в сторону искусственного сознания. Существуют лишь одна объемная неполадка.

    «Никто в сфере ИИ и не трудится над созданием сознательных машин, так как нам ординарно и не за что взяться. Мы ординарно и не знаем, что делать», разговаривает целитель Стюарт Расселл.

    Мультислойное сознание

    Самая тяжелая часть, которую надо преодолеть до этого, чем приступить к созданию мыслящих машин, состоит в том, дабы осознать, что этакое сознание.

    Для Дехэне и коллег сознание — это же мультислойный конструкт с двумя «измерениями»: С1, информация, которая хранится в доделанном образе в сознании, и С2, способность приобретать и выслеживать информацию об самом самому себе. Оба они важны для сознания не умеют существовать друг без друга.

    Допустим, вы управляете каром и зажигается маячок, предупреждающий об малом остатке бензина. Восприятие индикатора — это же C1, мысленное представление, с которым мы можем вести взаимодействие: мы замечаем его, действуем (заправляемся) и рассказываем о этом потом («Бензин завершился на спуске, подфартило — докатился»).

    «Первое значение, которое мы желаем отделить от сознания, — это же понятие всемирной доступности», поясняет Дехэне. Когда вы понимаете слово, весь ваш головной мозг осознает это же, другими словами вы сможете пропускать эту информацию сквозь разнообразные модальности.

    Однако С1 — это же не попросту «ментальный альбом». Это же измерение воображает собой целую архитектуру, которая дозволяет головному мозгу завлекать несколько модальностей инфы из наших эмоций либо, к примеру, из мемуаров об связанных событиях.

    В отличие от инстинктивной обработки, которая частенько опирается на конкретные «модули», компетентные в решении конкретного набора задач, С1 является всемирным рабочим местом, которое дозволяет головному мозгу интегрировать информацию, воспринимать решение об воздействии и следовать перед началом финала.

    Под «сознанием» мы имеем в образу определенное представление, в конкретный момент времени, которое сражается за доступ к интеллектуальному рабочему месту и одолевает. Фавориты распределяются меж разнообразными вычислительными схемами головного мозга и хранятся посередине внимания в протяжении всего процесса принятия решений, определяющих поведение.

    Сознание С1 устойчиво и глобально — задействуются все связанные схемы головного мозга, разъясняют создатели.

    Для сложноватой машинки вроде мозговитого седана С1 — это же первый этап к решению надвигающейся трудности, этакий как только низкорослый припас горючего. В заданном примере индикатор сам по самому себе является инстинктивным сигналом: когда он зажигается, все другие процессы машинки остаются непроинформированными, а уж седан — даже будучи снаряженным новыми деньгами зрительной обработки — без сомнений проносится мимо заправочной станции.

    С С1 топливный бак уведомит персональный компьютер седана (дозволит индикатору просочиться в «сознательный разум» седана), дабы тамошний, в собственную очередь, активировал GPS для поиска наиблежайшей станции.

    «Мы полагаем, что машинка преображает это же в систему, которая будет извлекать информацию из любых доступных ей же модулей и выполнять ее доступной для хоть какого иного модуля обработки, которому эта информация возможно полезна», разговаривает Дехэне. «Это первое ощущение сознания».

    Мета-познание

    В неком смысле С1 отражает способность ума извлекать информацию снаружи. С2 же уходит в интроспективу.

    Создатели формулируют вторую паутину сознания, С2, как только «мета-познание»: оно рефлексирует, когда вы что-то узнаете либо воспринимаете или ординарно делаете ошибку. («Думаю, я был должен заправиться на минувшей станции, однако забыл»). Это же измерение отражает взаимосвязь меж сознанием и ощущением своего «я».

    С2 — это же уровень сознания, который дозволяет для вас ощущать себя наиболее либо наименее уверенным в принятии решения. Исходя из убеждений вычислительной техники это же метод, который выводит возможность тамошнего, что решение (либо вычисление) будет правильным, даже ежели оно частенько воспринимается как только «шестое чувство».

    С2 а также запускает корешки в память и любопытство. Эти методы самоконтроля дозволяют нам аристократию, что мы знаем и что и не знаем, — это же «мета-память», которая помогает для вас нащупать надобное слово «на кончике языка». Наблюдение за тем самым, что мы знаем (либо и не знаем) в особенности немаловажно для детишек, разговаривает Дехэне.

    «Юным малышам полностью нужно наблюдать за тем самым, что они знают, дабы обучаться и проявлять любопытство», разговаривает он.

    Два этих критерия сознания ишачят сообща: С1 вымогает релевантную информацию в наше рабочее интеллектуальное место (отбрасывая альтернативные «возможные» идеи либо решения), а уж С2 помогает с длительной рефлексией об фолиант, привело ли сознательное мышление к полезному результату либо ответу.

    Ворачиваясь например с индикатором минимального горючего, С1 дозволяет кару решить неурядицу молниеносно — эти методы глобализируют информацию, и седан познает об неполадке.

    Однако дабы решить неурядицу, кару пригодится каталог «познавательных способностей» — самоосознание тамошнего, какие ресурсы не сложно доступны, к примеру, GPS-карта заправочных станций.

    «Автомобиль с самопознанием этакого рода — вот что мы называем работой с С2», разговаривает Дехэне. Так как сигнал доступен глобально и отслеживается эдак, как будто машинка глядит на себя со стороны, седан озаботится индикатором минимального припаса горючего и поведет себя эдак же, как только человек — понизит потребление горючего и отыщет АЗС.

    «Большинство современных систем машинного обучения и не имеют никакого самоконтроля», помечают создатели.

    Однако них теория, похоже, идет по верному пути. В тамошних примерах, где существовала имплементирована система самонаблюдения — в образе структуры алгоритмов либо отдельной паутине — ИИ производили «внутренние фотомодели, кои были мета-познавательные по природе, что дозволяло агенту выработать (консервативное, имплицитное, практическое) осознание самого себя».

    К сознательным машинкам

    Будет ли машинка, владеющая моделями С1 и С2, яизвестия себя эдак, как будто владеет сознанием? Максимально возможно: мозговитый седан будет «знать», что что-то лицезреет, выражать уверенность в этом, докладывать о этом иным и отыскивать оптимальное решение трудности. Ежели его механизмы самонаблюдения сломаются, он а также может попробовать «галлюцинации» либо зрительные иллюзии, характерные людям.

    Благодаря С1, он может применять имеющуюся у него информацию и применять ее гибко, а уж благодаря С2, он будет аристократию пределы тамошнего, что знает, разговаривает Дехэне. «Думаю, эта машинка будет владеть сознанием», а уж не попросту казаться такой людям.

    Ежели у вас останется чувство, что сознание — это же еще все больше, чем всемирный обмен информацией и самонаблюдение, вы и не одиноки.

    «Такое сугубо функциональное распознавание сознания может бросить энных читателей неудовлетворенными», признают создатели. «Но мы пытаемся сделать конкретный этап, может быть, упрощая неурядицу. Сознание — это же функциональное свойство, и по мере тамошнего, как только мы продолжаем прибавлять опции машинкам, в конкретный момент эти характеристики будут охарактеризовывать то, что имеем в образу под сознанием», заключает Дехэне.