NASA пробует удешевить создание и эксплуатацию собственной мегаракеты SLS

    Аэрокосмическое агентство NASA сказало, что одной из надежнейших элементов ее новейшей гигантской ракеты-носителя сверхтяжелого класса Space Launch System («Система галлактических запусков») является ее первый разгонный блок, который отчасти употребляет технологии, ладно испытанные временем, пишет портал Ars Technica. К примеру, таковыми технологиями являются двигатели, кои использовались гораздо во время програмки галлактических шаттлов, также два боковых вспомогательных ускорителя первой ступеньке, благодаря которым агентство возможно уверено в фолиант, что когда ракета SLS взлетит, то изготовит она это же уверенно.

    Но одной из главных неурядиц при пользовании устаревшего оборудования, создание коего доверено этаким предприятиям, как только Orbital ATK и Aerojet Rocketdyne, заключается в его цене. Оно очень уж дорогущее. Невзирая на отсутствие официальных заданных со стороны NASA, специалисты подсчитывают, что цена единого пуска ракеты-носителя SLS может достигать 1,5-2,5 млрд баксов. А уж ведь гораздо пару лет обратно прогнозы были куда оптимистичнее — порядка 500 миллионов баксов. В общем, это же так дороговато, что по факту оставляет вероятность для воплощения всего одного-двух запусков SLS в год.

    Аэрокосмическое агентство полностью начинает понимать эту неурядицу и потому в минувшем уже пробовало привлечь идеи, кои дозволили бы уменьшить как только цена самого изготовления ракеты-носителя, эдак и ее эксплуатации. Судя по всему, к действенным результатам это же в итоге и не привело. Потому ныне NASA приступило к наиболее активным воздействиям и уже готово разглядеть другие решения, положившись на аутсорс. В качестве одной из этаких аутсорсинговых корпораций NASA разглядывает личное аэрокосмическое агентство Blue Origin, принадлежащее миллиардеру Джеффу Безосу. NASA завлекла мысль пользования потенциально наиболее дешевеньких ракетных движков, кои дает эта корпорация.

    SLS и вторая ступенька

    Разнообразные изменения ракеты-носителя SLS

    В первой ступеньке ракеты-носителя SLS употребляются два вспомогательных ускорителя, кои будут обеспечивать вывод ракеты на низменную околоземную орбиту. Далее в дело будет вступать ускоритель разгонного блока второй ступеньке, который будет употребляться для тамошнего, дабы вытаскивать полезную нагрузку с малорослой орбиты и отправлять в сторону окончательной точки предназначения: Луне, Марсу либо к единому из спутников Юпитера, Европе.

    В рамках первого официального пуска, который, скорее всего, состоится и не ранее 2020 года, носитель SLS будет снаряжен временным вариантом второй ступеньке. В истинный момент агентство ведет разработку «экспериментальной второй ступени», которая дозволит применять разнообразные изменения разгонного блока, владеющие разной грузоподъемностью. Первый пуск с главный второй ступенькой обязан состояться в 2023-2024 годах. Согласно общеустановленным техническим документам, во второй ступеньке планируется пользование четверых жидкостных ракетных мотора RL-10, и не раз доказавших собственную надежность с момента них первого пользования в 1961 году.

    Неполадка же состоит в том, что разработанные и собираемые фирмой Aerojet Rocketdyne движки RL-10 являются максимально дорогими. Журналистам Ars Technica удалось узнать, что в посредственном за каждый движок RL-10, который будет употребляться в первом испытательном запуске, NASA пришлось заплатить по 17 миллионов баксов. Этакий расклад агентство, зримо, и не устроил, и в октябре оно выступило с открытым предложением к личным галлактическим предприятиям: определить наиболее дешевенькую кандидатуру для понижения затрат изготовления ракеты-носителя. В размещенном документе говорилось, что для подготовки к третьему полету (Exploration Mission-3) ракеты-носителя SLS агентство нуждается в четверых ракетных движках к середине 2023 года.

    Что увлекательно, уже посреди ноября агентство отредактировало документ. Сейчас в нем говорится об фолиант, что NASA отыскивает и не «более дешевенькую альтернативу» движкам RL-10, а уж «замену». Невзирая на то, что на первый взор это же может появиться обыденным лексико-стилистическим приемом, портал Ars Technica, ссылаясь на анонимные родники из галлактической промышленности, докладывает, что изменение в применяемой терминологии разговаривает об многом. То есть, NASA в будущем откажется от движков RL-10. Согласно же официальным комментариям агентства благодаря чему поводу, редактирование документа изготовлено с прицелом вербования заглавного цифры заинтересованных сторон.

    Астральный час Blue Origin

    Некие рассмотрели в документе NASA попытку таким макаром намекнуть все той самой же Aerojet Rocketdyne об фолиант, что ее движки RL-10 могли бы быть и подешевле. Альтернативные рассказывают, что сиим сообщением агентство демонстрирует, что оно уже готово к изменениям в конструкции самой второй ступеньке и открыто для предложений с внедрением другого набора движков. И ежели это же эдак, то NASA, вероятнее всего, изберет движки BE-3U, пишет Ars Technica. Корпорация Blue Origin планирует применять них во второй ступеньке собственной томной ракеты-носителе New Glenn. Они воображают собой измененную версию движков BE-3, использующихся в качестве главных движков ускорителя ракеты New Shepard, которую корпорация планирует применять в качестве туристской и которая уже удачно летала (пока что, ИСТИНА, в рамках тестовых испытаний) 7 раз. К слову, необходимо подчеркнуть, что тамошняя же Orbital ATK тоже разглядывает движки BE-3U в качестве главный системы второй ступеньке для собственной проектируемой ракеты-носителя Next Generation Launch System. Выбор в пользу BE-3U обоснован тем самым, что движок в силах производить 120 000 фунтов тяги, в то время как только RL-10 дает лишь 100 000.

    Пока что непонятно, сколько и какие предприятия откликнулись на призыв NASA, но урожай предложений закончился 15 декабря.