В NASA разработали шины с спецэффектом памяти для новенького марсохода

    За время собственного пятилетнего пребывания на Бордовой планетке марсоход «Кьюриосити» сделал колоссальную научную работу и сделал много увлекательных научных открытий. И за все это же время автономной марсианской научной лаборатории, само собой разумеется, пришлось много поездить по поверхности нашего планетарного соседа. Все же в 2013 году, во время рутинной проверки команда руководства «Кьюриосити» оказалась очень удивлена тамошнему факту, что все шесть колес марсохода имеют разнообразные повреждения, в фолиант числе и этакие, как только на изображении ниже.

    Понимая, что грядущий марсоход, который собираются выслыть на Красноватую планетку к середине 2020-х годов, умеют ждать подобные трудности, команда инженеров из исследовательского центра Гленна (NASA) решила создать новейший общий вид колес.

    Начать, пожалуй, стоит ли с тамошнего, что конструкция новеньких колес базирована на наиболее ранешном макете Spring Tire – безвоздушных шинах, разработанных фирмой Goodyear в сотрудничестве с NASA посреди 2000-х годов. Что увлекательно, изначальный случай этаких безвоздушных шин в первый раз возник гораздо ранее – в бородатых 70-х и снова же в итоге сотрудничества Goodyear и NASA. Но в новеньких шинах заместо пользования пружинно-проволочной конструкции, применявшейся в уникальных моделях, команда из NASA решила применить наиболее крепкую и гибкую конструкцию.

    Луна, Марс и альтернативные планетки Галлактики владеют очень недружелюбным, жестоким ландшафтом. В случае Луны основную неурядицу образовывает реголит, покрывающий почти всю поверхность спутника. Эта маленькая пыль воображает собой остаточный грунт, являющийся товаром галлактического выветривания породы и в силах с легкостью разрушить механические части тс. На Марсе ситуацию навряд ли можно именовать проще: там большинство поверхности покрыта не совсем только реголитом, однако к тому же миниатюрными наточенными валунами, кои с легкостью умеют разрезать даже железо.

    В 2013 году, спустя всего один год активности на поверхности Марса, колеса «Кьюриосити» стали демонстрировать признаки нешуточного износа. Этакое местоположение дел принудило поволноваться ученых, кои начали колебаться в фолиант, что марсоход сумеет окончить собственную запланированную цель. В итоге это же а также привело и к тамошнему, что исследовательский центр Гленна решил пересмотреть художественный дизайн шин, технология которых к тамошнему моменту велась уже практически десять лет. Шины разрабатывались с перспективой возвращения к лунной програмке.

    Технология новеньких галлактических шин для исследовательского центра Гленна вообщем существовала одним из приоритетных направлений крайние десять лет. В этом замысле инженеры и ученые NASA пару раз ворачивались к наработкам, кои остались гораздо со времен эпохи галлактических миссий «Аполлон». Тогда в рамках развития южноамериканской и русской галлактической програмки существовало создано несколько вариаций шин, предназначавшихся для пользования на лунной поверхности. Центр Гленна избрал в качестве базы три случая.

    Первый употреблялся в русском «Луноходе». В его восьмиколесной основе применялись железные шины, объединяемые с осью средством огромного количества спиц. На наружной стороне шин имелся чугунный протектор, созданный для обеспечения наиболее плотного сцепления с лунным грунтом.

    На рассмотрение а также попали шины, применявшиеся в специальной тачке Modularized Equipment Transporter (MET), которая использовалась космонавтами для транспортировки образцов лунного грунта в одной из миссий «Аполлон». Технология шин для нее тоже велась вместе с фирмой Goodyear. Сама тачка существовала немоторизованной, и космонавтам приходилось прикладывать немалые физические усилия для ее перевозки. Все же ее шины имели гладкую прорезиненную поверхность, что несколько упрощало ее перемещение по грунту и валунам.

    Третий художественный дизайн шин, к которым решено существовало обратиться, применялся в эдак именуемом Лунном каре, который употреблялся космонавтами в рамках миссий «Аполлон-15», «Аполлон-16» и «Аполлон-17». Это же пилотируемое тс применяло четверо больших колеса с крепкой внутренней рамой и протектором в образе гибкой решетчатой проволочной конструкции. Посреди 2000-х годов, когда NASA начало яизвестия подготовку к вероятным новейшим лунным миссиям (с перспективой грядущих миссий на Марс), инженеры решили пересмотреть художественный дизайн шин Лунного седана, включив в их новейшие технологии и используя новейшие и поболее высокопрочные материалы. В итоге на свет возникли те же шины Spring Tire. Протектор безвоздушных шин состоял из огромного количества соединенных меж собой железных колец (как только в кольчуге), что выполняло его сразу высокопрочным и гибким. Этакий художественный дизайн не совсем только дозволял понизить вес, однако причем отображал высоченную грузоподъемность даже в критериях миграции по серьезной поверхности.

    Для проверки поведения шин Spring Tire на поверхности Марса инженеры из Исследовательского центра Гленна начали проведение тестовых испытаний на особом полигоне, созданном для моделирования поверхностных критерий. Невзирая на то, что в целом шины продемонстрировали себя достойно во время движения по смоделированному марсианскому грунту, они столкнулись с нешуточной неувязкой – острые валуны, по которым сдвигался тестовый образчик, начали не совсем только деформировать шины, да и в буквальном смысле них разрывать.

    Напоследок инженеры снова принялись за работу. Решением предстало пользование сверхупругих шин, ставших продолжением «пружинных» покрышек Spring Tire. В новеньких шинах употребляется особенный металл никелида титана, а также выдающегося как только нитинол. Заданный материал является фаворитом посреди сплавов с спецэффектом памяти формы. Он в силах целиком восстанавливаться опосля 10 процентной деформации. В тамошних же покрышках Spring Tire этот показатель составляет всего 0,3-0,5 процента.

    За исключением тамошнего, привилегией покрышек из нитинола является минимальный вес (у такого же экспериментального макета он составляет всего девять кг), вероятность регулировки уровня сцепления с хоть какой поверхностью и высоченные демпфирующие характеристики. У шин с спецэффектом памяти а также повышен и показатель гибкости, что в целом обязано положительно сказаться на них долговечности.

    «Во-первых, этакие шины дозволят проводить изучение на наиболее многообразных типах поверхностей. Во-вторых, потому что они легче и в целом способны приспособиться под тамошний либо другой тип поверхности, они дозволяют и не зарываться в грунт, как только наиболее твердые и томные колеса, и способны наводить справку с наиболее трудными перегрузками. За исключением тамошнего, потому что шины с спецэффектом памяти формы способны всасывать энергию от влияния грунта на различных скоростях, них можно применять на управляемых транспортных средствах, чья ожидаемая скорость будет значительно свыше, чем у сегодняшних марсоходов», — отмечается на медиа-сайте Исследовательского центра Гленна.

    Применение сверхупругих шин необязательно обязано ограничиваться лишь галлактической программкой. Уже ныне посреди возможных областей рассматриваются покрышки для легковых каров и джипов, военной, сельскохозяйственной и авиационной техники. Создатели уже установили экспериментальную шину на вседорожник Jeep Wrangler и испытали ее работу в настоящих критериях.

    Что все-таки касается первого настоящего пользования схожих шин, то такова вероятность выдастся уже в течение ближайших лет, когда NASA вышлет к поверхности Бордовой планетки новейший марсоход. Ежели все пойдет по замыслу, то состоится это же кое-где в 2020 году. Новейший марсоход будет призван поменять «Кьюриосити» в его миссии по поиску признаков жизни на Марсе. Кроме сего, перед ровером будет ставиться задачка по сбору образцов марсианского грунта, кои планируют восстановить на Планету земля в рамках пилотируемой миссии, которая обязана будет состояться кое-где в 2030-х годах.